Учим ребенка тратить деньги

Психологи уверены, что приучать ребенка к правильному отношению к деньгам можно уже в 2,5–3 года. Но что делать, если момент упущен и ребенок уже тратит деньги на всякую ерунду, а то и подворовывает мелочь?

moneyВаш ребенок обменял конструктор-трейлер на китайский вертолет? Ура, малыш! Еще недавно, желая овладеть чужой пожарной машиной, ты бился в песочнице насмерть. А теперь вырос, поумнел. Это ничего, что фирменный конструктор стоит кучу денег, а этот вертолет завтра откинет крылья. Сравнивать и оценивать ребенок научится позже. Зато сегодня он постиг то, к чему древний человек шел веками, – натуральный обмен.

Обмен – прообраз денежных отношений и показатель высокой ступени развития как первобытных людей, так и наших сообразительных деток. Книжки, диски, куклы и даже неопознанные, но интересные объекты (стекляшки, камешки, черепки) – каждый предмет имеет в глазах ребенка определенную ценность, во многом непонятную взрослому человеку.

Взрослых это часто напрягает: у нас главная единица измерения – деньги, а у ребенка, например, «оно же летает!»

Товар–деньги–товар

Почаще играем в «почемучек». Почему Мишкин вертолет нравится тебе больше, чем твой трейлер с двумя человечками? Только не вводите понятие «стоимость». Из четких математических характеристик ребенку 3–4 лет понятен только размер. Вот какие аргументы может выдать «почемучка»: трейлер мне надоел; человечков трудно запихивать в кабину; у трейлера нет пропеллера; кошка Мотя, наверное, испугается вертолета, интересно посмотреть.

Аргументы повзрослеют вместе с вашим малышом. Важно научиться проговаривать их вслух. Играя с малышом в магазин, используйте не пуговицы, а монетки. Помойте их вместе, почистите зубным порошком – заодно покажете, что деньги грязные.

Для ребенка 5–6 лет можно отксерить бумажные купюры разных стран – будет, кстати, повод поговорить об истории и географии. Дошкольники способны помогать вам рассчитываться в магазине, складывать сдачу в кошелек: «Вначале мы пересчитаем и уберем бумажные деньги, они самые важные, а потом уж монетки».

Устройте детке самостоятельный шопинг – это возможно уже в 5 лет. Только соразмеряйте сложность задачи с особенностями вашего чада. В случае когда

товарищ зажат и стесняется, шопинг может проблему решить, а может и усугубить. Не хочет – не нажимайте. Зато улыбчивой болтушке все по плечу: протянет деньги, скажет нужные слова. Посылайте малыша в ларек на прогулке – так, чтобы действо происходило у вас на виду. Выясните, пойти ли вместе с ним, чтобы видеть его замечательную самостоятельность, или вам лучше подождать рядом, на скамеечке.

Деньги вначале лучше давать под расчет, позже вместе просчитывайте сдачу заранее.

Деньги превращаются…

Первые покупки – необязательно мороженое или сок. Очень хорошо, когда дети делают что-то нужное для семьи. «Кто же это такой хлеб принес – свежий, корочка хрустящая?» А вот он, удалец-молодец, да еще и сдачу правильно сосчитал.

Со временем каждый ребенок начинает понимать, что деньги можно превращать в любые вещи игрушки, мороженое, билет в цирк. Заплатил – купил. Почему нельзя взять из дому побольше этих самых денег? Чтобы купить все-все-все? Уже в 4–5 лет дети способны выделять среди множества желаний разумные – конечно, включая некоторую долю баловства и удовольствий.

Отыгрывайте эти понятия в сценках с избалованной куклой или жадным медвежонком, которые требуют, например, 10 мороженых в вафельных стаканчиках. Но с каждым годом ваши игры должны быть все ближе к реальной жизни. Потому что впереди школа. А это значит, что ребенку предстоит самостоятельно распоряжаться первыми личными финансами – карманными деньгами.

Налично-карманные

Чаще всего небольшие суммы карманных денег становятся действительно необходимыми детям с 6–7 лет. В начальной школе карманные средства есть примерно у половины учеников. Статьи расходов в основном продовольственные – сок или булочка на переменке. Педагоги считают, что в течение 3–4 месяцев ребенок привыкает считать сдачу, правильно хранить кошелек, помнить, сколько денег осталось. Выплачивайте карманные деньги каждый день, а по мере взросления ребенка, к 11–12 годам, – раз в два-три дня. Если единовременно выдать деньги на месяц вперед, от них ничего не останется уже через 5–6 дней. Младшие дети категорически не способны планировать. Для них «через три недели» – значит «никогда».

Официально устроиться на работу можно начиная с 14 лет. Вакансий курьера, промоутера, озеленителя и расклейщика объявлений хватает на всех желающих даже летом. Первые две «профессии» потребуют или помогут развить у подростка навыки общения, умение ориентироваться по карте, рассчитывать время. У работников «лопаты и совка» труд более однообразный – в основном копать-поливать. Расклейщик – злой гений дворников – должен быть аккуратным и шустрым: процесс «достать, намазать, наклеить, убрать» нужно уложить в считанные секунды.

Если ваш возмужавший товарищ решил искать работу, не бегите впереди паровоза! Не стоит сильно вмешиваться: «Я уже все прозвонила, вот тебе списочек».

Позванивайте, не афишируя. Конечно, вам легче распознать и отсеять сомнительные предложения, но, подсунув ребенку стоящие, предоставьте окончательный выбор ему.

Кстати, заработанные  деньги ребенок имеет право потратить на себя или присоединить к своим прежним накоплениям. Но если он захочет купить всей семье торт-мороженое – это добрый знак. Не забудьте заранее рассказать истории о первой зарплате отца, бабушки, старшей сестры.

Дарить ли ребенку деньги? Большинство российских психологов считают, что не стоит. Выбрать вместе с ним подарок – да, передать в руки конверт – нет! Во многих крепких, с традициями, семьях деньги не дарят ни подросткам, ни взрослым. Покупка необходимого – дело повседневное, а праздник – это приятный сюрприз, неожиданная «сбыча мечт».

Статья написана по материалам газеты «Аптека»

Оставить комментарий