Лекарственная рулетка

По данным Ассоциации международных фармацевтических производителей, 68% из нас приобретают препараты, не посоветовавшись с врачом, рискуя испытать на себе сомнительную прелесть нежелательных эффектов. Причем женщины это делают чаще, чем мужчины. По чьей рекомендации мы чаще всего принимаем безрецептурные препараты?

ruletkaВера в силу печатного и тем более произнесенного в эфире слова у наших соотечественников в крови. Более 50% из нас ориентируются на сведения, почерпнутые из рекламы, сверяя свои симптомы с клинической картиной заболевания, разыгранного героями приглянувшегося ролика. Еще 22% россиян при покупке лекарств руководствуются информацией, полученной от друзей и знакомых. А остальные ориентируются на месте, то есть берут то, на что “глаз упал” в аптеке. Тех, кто консультируется с врачом, можно пересчитать по пальцам. А остальные уповают на авось, поэтому лекарства и дают столько побочных эффектов!

НЕ ЗАНИМАЙТЕСЬ САМОЛЕЧЕНИЕМ!

Если вас что-то беспокоит, обратитесь к врачу, обсудив с ним сначала возможности не медикаментозного лечения болезни. Получая из рук доктора рецепт, поинтересуйтесь, имеет ли данное лекарство противопоказания и не будут ли побочные эффекты опаснее, чем сама болезнь, от которой оно назначено.

НЕ УВЛЕКАЙТЕСЬ ЧУДОДЕЙСТВЕННЫМИ НОВИНКАМИ.

Перед тем как попасть на аптечный прилавок, новый препарат испытывают на сравнительно небольшом количестве людей. А информация о его побочных эффектах уточняется еще на протяжении как минимум 5 лет, когда накапливается достаточный опыт применения препарата и, соответственно, сведения о его негативном воздействии.

Получив стопку рецептов от разных специалистов, идите с ними к участковому терапевту, чтобы  скоординировать прием лекарств: они могут усиливать побочные эффекты и нейтрализовать положительное действие друг друга.

НЕ СЛИШКОМ ПОЛАГАЙТЕСЬ НА СОВЕТЫ АПТЕЧНОГО РАБОТНИКА!

Во-первых, ему некогда вникать в нюансы вашего состояния — такие, как вы, у его окошка в очередь выстраиваются. Во-вторых, даже если бы он имел на это время, то все равно не смог бы заменить доктора: у них разные задачи и квалификация. В-третьих, задача провизора, как и любого продавца, — выполнить план по продаже лекарств, в том числе активно продвигаемых фармкомпаниями новинок и дорогостоящих препаратов, которые, возможно, Вам вовсе и не нужны.

ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ИНСТРУКЦИЮ ПРЕПАРАТА!

ЦЕНА ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Почему-то, когда мы покупаем одежду, прекрасно улавливаем разницу между фирменной вещью и дешевой подделкой под нее. Хотя по большому счету не так уж важно, где куплена Ваша одежда: в бутике известного кутюрье или на ближайшем рынке. Джинсы остаются джинсами независимо от того, настоящий на них лейбл или нет, а вот лекарства — другое дело! Беда в том, что как раз их-то происхождением покупатели редко интересуются, предпочитая порой низкую стоимость качеству своего же лечения и тем самым повышая риск побочных эффектов. На разработку оригинального препарата уходят годы напряженной научной работы, приходится проводить серии экспериментов — сначала в лаборатории, потом в клинических условиях с привлечение добровольцев, поэтому интеллектуальные и финансовые затраты тут действительно высоки, что неизбежно.

Большинство из нас знают по собственному опыту, что одно и то же лекарство, но только от разных фирм, оказывает неодинаковое действие. Объясняется это просто. В фармакологии существуют понятия — лекарства-аналоги оригинальные препараты) и лекарства-синонимы (дженерики). Аналоги практически не отличаются друг от друга. Прежде чем запустить их в производство, фармацевтические концерны проводят дорогостоящие исследования и патентуют формулу действующего вещества, получая монополию на его изготовление в течение определенного срока (в среднем — 20 лет). При желании одна корпорация может продать патент другой вместе со всеми тонкостями производства:

тогда аналог будет выпускаться уже в ином городе или стране, но при этом не утратит своих изначальных свойств и даже может усовершенствовать их, если производители продолжат вкладывать деньги дальнейшее улучшение препарата. Допустим, он хорошо себя зарекомендовал и пользуется спросом у населения, тогда по истечении патентного срока все, кто способен повторить заветную формулу, примутся выпускать более дешевые версии того же лекарства, давая ему свои названия, — это и есть синонимы, или дженерики. Их качество не всегда соответствует образцу.

Запомните: между стоимостью лекарства и его безопасностью существует прямая зависимость! Проблема возрастания риска нежелательного действия препарата из-за аптечной замены не ограничивается только аналогами и синонимами. Порой фармацевты предлагают нам то же самое лекарство, но в иной, чем в рецепте, дозировке и форме выпуска (например сироп вместо таблеток). А могут вместо одного препарата порекомендовать другой сходного действия или даже комплексное средство, состоящее из нескольких действующих компонентов, каждый из которых может дать побочный эффект.

Статья написана по материалам газеты «Аптека»

Оставить комментарий