Гиперактивность – в мирное русло

Очень часто родители, воспитатели детских садов и учителя начальных классов сталкиваются с проблемой так называемых “трудных” детей. Как правило, это дети с так называемым синдромом дефицитом внимания и гиперактивности – СДВГ. Эти дети доставляют родителям и педагогам немало проблем, но с ними можно и нужно находить общий язык.

76986841_enfanthyperactif_0[1]Что такое СДВГ?

СДВГ – это медицинский диагноз, связанный с нарушениями деятельности мозга.

Право на постановку этого диагноза имеет только врач. Лечение и воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: психиатра, невропатолога, психолога, педагога и других. Родителям необходимо понимать, что поведенческие проблемы ребенка невозможно решить волевыми усилиями. Дети ведут себя так не потому, что хотят досадить взрослым, не назло им, а потому, что у них имеются проблемы, справиться с которыми они сами не в состоянии.

Задача взрослых — помочь им. Дети с таким диагнозом чрезвычайно подвижны, все время бегают, крутятся, не могут посидеть на месте, на уроках отвечают, не дожидаясь своей очереди, перебивают других, на вопрос отвечают, не выслушав его до конца, невнимательны, несобранны, постоянно забывают свои вещи. При этом большинство таких детей имеют хороший общий уровень интеллектуального развития.

Проблема гиперактивных детей существовала с давних времен, но серьезные научные исследования в этой области начались недавно. Ученые пришли к выводу, что причиной такого состояния выступают нарушения в нервной системе, дисбаланс процессов возбуждения и торможения. Это состояние названо синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Его частота среди детей дошкольного и школьного возраста колеблется по данным разных источников от 4-9 до 25% с преобладанием у мальчиков. Эта самая распространенная форма нарушений у детей. Типичные проявления: дефицит внимания, импульсивность, гиперактивность.

Обычно эти симптомы максимально проявляются в возрасте от 4 до 7 лет.

Выявить способности

Учительница первого класса пришла к психологу с жалобой на одного из своих учеников.

“Вася, — сказала она, — просто издевается надомной. Он настолько избалован, что совершенно не умеет вести себя в классе. Все ответы выкрикивает с места, перебивает меня, не дослушав вопрос до конца, постоянно роняет вещи с парты, успевает болтать чуть ли не со всеми детьми вокруг, кривляется, смешит и отвлекает весь класс. А когда я делаю ему замечания, он или притворяется, что не слышит меня, или обижается и хамит.

Я испробовала все способы воздействия на него: ставила в угол, писала замечания в дневник, водила к завучу, оставляла в классе на перемене, вызывала родителей. Мама и бабушка, которые воспитывают Васю, иногда вынуждены по несколько раз в неделю приходить в школу и выслушивать жалобы на него. Но и они не в состоянии изменить что-либо. Мальчик с каждым днем дерзит все больше, а однажды даже пытался уйти из дома. Что делать?”

Выход из создавшегося положения предложила учительница музыки. Она отметила, что у Васи абсолютный слух и очень редкий для мальчиков такого возраста голос. Она пригласила Васю в школьный хор, а родителям посоветовала отдать его в музыкальную школу. Ребенок с удовольствием стал заниматься музыкой и наконец-то смог почувствовать свою успешность. Родители, которые привыкли, что Васю, где бы он ни появился, только ругают, по-другому взглянули на него.

Оказывается, есть чем гордиться и есть за что хвалить сына. А ведь гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Вася “раскрылся”, обрел свое “я”, и, пусть не сразу, но и взрослые, и сверстники стали замечать происходящие в нем изменения. А педагоги совместно с психологом продолжали наблюдать за ребенком и разрабатывать новую стратегию взаимодействия с ним. Количество окриков и замечаний снизилось, что благотворно повлияло на поведение мальчика.

Мы все учились понемногу

Костик учится в 3 классе, много читает, на уроках истории любит дополнять рассказ учителя интересными фактами. Правда, при этом бесцеремонно перебивает педагога, вскакивает из-за парты. В диктантах и контрольных работах Костя пропускает буквы и слова в предложениях. У мальчика диагноз СДВГ и весь букет симптомов – импульсивность, дефицит активного внимания, двигательная расторможенность.

Взрослые приняли решение бороться с недугом жестко и непреклонно. Но не учли того, что от ребенка нельзя требовать выполнения такой сложной комплексной задачи: быть внимательным, усидчивым и одновременно сдержанным.

Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя или учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала тренируйте только одну функцию. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места.

Получив замечание, ребенок постарается какоето время вести себя “хорошо”, но уже не сможет сосредоточиться на задании.В другой раз, в подходящей ситуации, вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше попытаться научить его выплескивать энергию приемлемыми способами: занимаясь плаванием, легкой атлетикой, танцами, футболом.

Как им помочь?

Родителям следует изменить свое отношение к ребенку в сторону лучшего его понимания, “принятия” его. В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, а с другой, предъявления ему повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить. Нельзя допускать вседозволенности: четко разъясните детям правила поведения в различных ситуациях. При этом количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы, поэтапно идти к результату. Простые средства типа распорядка дня, списка необходимых дел, записок с напоминаниями прививают ему навыки планирования и самоорганизации. Не скупитесь на поощрения, если ребенок хорошо себя вел и сумел выполнить трудное задание. Детей с СДВГ надо оберегать от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер). Избегайте мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр.), так как это ведет к нарастанию гиперактивности. А вот физическая активность на свежем воздухе вашему ребенку будет весьма полезна. Прогулки, бег, ходьба и плавание должны стать вашими лучшими друзьями.

Оставить комментарий